Пример: ремонт покрытий
Федеральная контрактная система в сфере закупок (ФКС 44-ФЗ)

Предпосылки

С 01 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - закон № 44-ФЗ). Соответственно прекратил свое действие Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - закон № 94-ФЗ). Конечно, можно много говорить о его достоинствах и недостатках, но главное, пожалуй, нужно извлечь из его опыта правильные уроки. Заслуга закона № 94-ФЗ, прежде всего в том, что благодаря его нормам была запущена система электронных торгов, соблюдение законности закупок стала контролировать ФАС, госзакупки стали доступными для малого и среднего бизнеса. И всеже в прежней системе закупок был и ряд недостатков, который вызывал множество нареканий со стороны участников закупок и контролирующих органов.

Причины появления закона

Основными причинами перехода к контрактной системе в сфере закупок явились следующие:

  • был исчерпан потенциал законодательства РФ о размещении заказов, внесение в него изменений не позволяло решать проблемы в сфере закупок; 
  • возникла необходимость системного подхода к закупкам и эффективного расходования бюджетных средств; 
  • назрела необходимость усиления ответственности за достижение конечного результата; 
  • необходимо было сократить коррупционные риски, повысить прозрачность закупок средствами единой информационной системы, института общественного контроля, мониторинга закупок. 

Впервые в области закупок закон № 44-ФЗ был вынесен Министерством экономического развития на широкое обсуждение. Положительным является то, что в него были включены поправки, предложенные как профессионалами в области закупок, так и бизнес-сообществом. И, хотя, всем понятно, что достаточно трудно в таком объемном и сложном законе свести на нет все возникающие компромиссы, закон № 44-ФЗ призван обеспечить открытость и прозрачность в сфере закупок, повысить профессионализм заказчиков, стимулировать введение ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. Он нацелен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Закон № 44-ФЗ имеет следующие этапы реализации:

  • с 1 января 2014 г. — вступление в силу закона № 44-ФЗ: основные положения, новые процедуры.
  • с 1 января 2015 г. — ввод в эксплуатацию Единой Информационной Системы (ЕИС).
  • с 1 января 2016 г. — контрольные полномочия Федерального казначейства, централизация закупок.
  • с 1 января 2017 г. — указание объектов закупки в соответствии с каталогом товаров, работ и услуг.

Нововведения

Принципиально новыми введениями являются следующие:
  1. Планирование закупок на долгосрочную перспективу.
  2. Обоснование закупок.
  3. Введение контрактной службы заказчиков.
  4. Электронный документооборот и единая информационная система.
  5. Применение антидемпинговых мер.
  6. Сокращение сроков на этапах подготовки и проведения электронных аукционов.
  7. Аудит и мониторинг в сфере закупок.
  8. Введение общественного контроля над соблюдением требований законодательства в сфере закупок.
  9. Совершенствование процедуры обеспечения исполнения контрактов
  10. Реестр банковских гарантий

 

Планирование закупок на долгосрочную перспективу и их обоснование

Закон № 94-ФЗ предусматривал планирование закупок на один календарный год. О необходимости размещения планов-графиков на официальном сайте говорилось, не связывая такое размещение с наступлением каких-либо правовых последствий.

В законе № 44-ФЗ планированию посвящена отдельная глава, в которой устанавливается необходимость формирования, утверждения и ведения планов закупок (на три года) и планов-графиков (на финансовый год), обоснования закупок. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

При подготовке плана-графика заказчик обязан обосновать начальные (максимальные) цены контрактов, цены контрактов с единственным поставщиком, используя методы и источники информации, указанные в ст. 22 закона № 44-ФЗ. Обоснованность закупок позволит установить запреты на закупки дорогостоящих товаров. Также предусматривается введение нормирования в форме установления требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам.

Утвержденные план закупок и план-график подлежат размещению в единой информационной системе в течение 3-х рабочих дней со дня утверждения или изменения. Пожалуй, впервые поставщики смогут планировать свою деятельность применительно к этой области, ведь им заранее будет известно, когда заказчикам понадобятся их товар или услуги. Заказчики осуществляют все закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Введение контрактной службы заказчиков.

Законом № 94-ФЗ образование контрактной службы или контрактного управляющего не предусматривалось.

Статья 38 закона № 44-ФЗ предусматривает введение заказчиком контрактной службы (если совокупный годовой объем закупок превышает 100 млн. руб.) или контрактного управляющего (если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн. руб.). В их обязанности входит подготовка плана закупок, размещение его в единой информационной системе, разработка планов-графиков, подготовка и обеспечение осуществления закупок и иные, предусмотренные законом № 44-ФЗ. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

 

Электронный документооборот и единая информационная система.

По закону № 94-ФЗ на официальном сайте www.zakupki.gov.ru отсутствовал механизм подачи заявок в электронной форме.

Законом № 44-ФЗ более конкретно определяется порядок ведения электронного документооборота. Статьей 4 определяется создание и ведение единой информационной системы, ее задачи, использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов, предусмотренных законом № 44-ФЗ. А в ст. 5 определяется возможность подачи заявок с использованием единой информационной системы, при этом заявки должны быть подписаны усиленной электронной подписью. Таким образом, уже не допускается подача заявок посредством электронной почты.

Минэкономразвития России совместно с Минкомсвязи России ФАС России должны установить требования к сертификатам ключей проверки электронной подписи и ключам усиленной электронной подписи, используемым в единой информационной системе и на электронных площадках, в том числе с учетом обязательств, установленных международными договорами.


У нас на сайте Вы можете получить ЭЦП с подходящим уровнем защиты доступа. Для этого на странице с ЭЦП закажите услугу. Специалисты свяжутся с Вами и проконсультируют по всем аспектам

 

Антидемпинговые меры.

В законе № 94-ФЗ антидемпинговые меры разработаны не были. Значительное снижение цены при проведении электронных аукционов приводило к тому, что многие заключенные контракты либо исполнялись с нарушением сроков, либо аннулировались, либо ухудшалось качество исполнения контрактов.

В законе № 44-ФЗ антидемпинговым мерам уделено серьезное внимание. Применяются они при проведении конкурса или аукциона. Статьей 37 определена обязанность участника размещения заказа, с которым заключается контракт, при предложении цены контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта предоставить обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза больше указанного в документации к такому конкурсу или аукциону, либо предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность (пп. 2, 3 ст. 37), либо обоснование предлагаемой цены контракта (пп. 9, 10 ст. 37). 

 

Сокращение сроков на этапах подготовки и проведения электронных аукционов.

По сравнению с законом № 94-ФЗ в законе № 44-ФЗ предусмотрены более короткие сроки на процедуру электронного аукциона от этапа размещения извещения о проведении аукциона до этапа заключения контракта. Этапы проведения аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта до 3 млн. руб. изменения коснулись незначительно. Так изменился срок внесения изменений заказчиком в документацию с не позднее чем за 5 дней до окончания подачи заявок на не позднее чем за 2 дня до окончания подачи заявок (п. 6 ст. 63). Сократился срок рассмотрения вторых частей заявок до 3-х рабочих дней (п. 5 ст.69).

Более значительные изменения произошли в сроках проведения различных этапов аукциона с начальной (максимальной) ценой более 3 млн. руб.

Положения закона Закон № 44-ФЗ Закон № 94-ФЗ

Размещение извещения о проведении аукциона 

Не менее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок (п. 3 ст. 63) Не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок
Отмена Не менее чем за 5 дней до окончания подачи заявок   (п. 1 ст. 36) Не менее чем за 10 дней до окончания подачи заявок
Внесение изменений За 2 дня до окончания подачи заявок (п. 6 ст. 63) За 5 дней дней до окончания подачи заявок
Срок рассмотрения вторых частей заявок Не более 3-х рабочих дней (п. 5 ст. 69) Не более 6 рабочих дней

 

Аудит и мониторинг закупок.

Законом № 44-ФЗ впервые вводится аудит в сфере закупок и мониторинг закупок. Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований (п. 1 ст. 98).

Органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Далее они обобщают результаты осуществления деятельности, устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах (п. 3, 4 ст. 98).

Для оценки степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со ст. 13 закона № 44-ФЗ, оценки обоснованности закупок в соответствии со ст. 18 закона № 44-ФЗ проводится мониторинг закупок. Он представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.

Мониторинг закупок осуществляется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации.

 

Введение общественного контроля над соблюдением требований законодательства в сфере закупок.

Это принципиально новый институт. Согласно закону № 44-ФЗ осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок теперь вправе граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.

Общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства, а также информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

 

Особенности обеспечения исполнения контрактов

Согласно ст. 96 закона № 44-ФЗ для конкурентных способов закупки требование о предоставлении обеспечения исполнения контрактов является обязательным. Для закупки у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта. Обеспечение исполнения контракта может осуществляться внесением денежных средств на счет, указанный заказчиком в документации или предоставлением банковской гарантии.

Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 до 30% от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). При этом, если НМЦК превышает 50 млн. руб. заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Если же предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации. Единственный случай, когда не предоставляется обеспечение исполнения контракта - это если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное учреждение.При предоставлении банковской гарантии срок действия таковой должен превышать срок действия контракта на менее чем на месяц.

Ст. 74.1 Налогового кодекса РФ устанавливает требования к банкам, которые имеют право выдавать банковские гарантии, а на сайте Министерства финансов РФ http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/index.php?id4=19700 публикуется постоянно обновляемый перечень таких банков. Положениями закона № 44-ФЗ установлены требования к содержанию банковской гарантии и включению ее в реестр банковских гарантий, основания для отказа в принятии банковской гарантии. Реестр банковских гарантий создан для того, чтобы заказчик мог проверить факт выдачи банковской гарантии. Поэтому требование о включении банковской гарантии в реестр банковских гарантий является обязательным, и его отсутствие может повлечь признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта. 

Реестр банковских гарантий

реестр банковских гарантий включаются следующие информация и документы:

  • наименование, местонахождения банка, являющегося гарантом, ИНН налогоплательщика;
  • наименование, местонахождение поставщика, его ИНН;
  • денежная сумма, указанная в банковской гарантии и подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки установленных требований;
  • срок действия банковской гарантии;
  • копия банковской гарантии;
  • иные информация и документы.

Ответственность за включение информации и документов банковской гарантии в реестр банковских гарантий лежит на банке, выдавшем гарантию. Участник закупки в свою очередь должен проконтролировать действия банка, чтобы не оказаться "у разбитого корыта". Подробнее о банковской гарантии можно найти в разделе банковская гарантия


У нас вы всегда можете получить квалифицированную помощь в получении банковской гарантии.
Чтобы вы были уверены в правильности своих действий при участии в тендерах и с большой вероятностью могли рассчитывать на победу в них к вам всегда готовы прийти на помощь наши специалисты. Ознакомиться с перечнем услуг, оказываемых нашей компанией, вы можете на странице услуг.